Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Свято Успенский монастырь в БахчисараеСвято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае гораздо старше самого Бахчисарая, лет этак на 600-700, а может, и больше.

Есть сведения о существовании христианских храмов здесь, в скифских пещерных городах, начиная с первых веков нашей эры. Бахчисарай же возник во второй половине XV века, после нашествия турок-османов.

Первое упоминание о нём появилось лишь в 1474 году. Приблизительно с того же времени ущелье и сам монастырь начали связывать с иконой Успенья Богородицы.

Названия более старых христианских храмов в этих местах однозначно восстановить трудно. Двенадцать православных скитов и монастырей находятся сейчас в окрестностях Бахчисарая. И почти в каждом — свой святой источник. Предание гораздо более древнее, чем первые христианские храмы здесь, связано с этими святыми источниками.

Родники в скифских пещерных городах есть и вне пределов монастырей. Сосчитать их трудно, потому что они подвижны. Такое часто бывает в горах Крыма. Встретишь в лесу чистейшей воды источник, вернёшься туда позже, а ключ в другом месте уже искать надо.

Замечали рядом с такими ключами старца, с длинной белой бородой и длинными волосами. Сопровождает его существо — то ли зверь, то ли птица, потому что с крыльями, а вроде не совсем на крылья птицы похоже. Коснётся старец посохом места в лесу, и начинает вода оттуда пробиваться, и в это мгновение вспархивает крылатое существо и издаёт тихий грудной клёкот.

Звуки эти столь запоминающееся, что по ним даже родники искать можно. Только близко к крылатому существу со старцем подойти трудно — исчезают. Некоторые утверждают, что это не старец, а мужчина гораздо моложе, но в тех же молочных, будто из тумана, одеждах. Нет чище и вкусней воды, чем из этих ключей.

Как это часто бывает с настоящими чудесами, череда их не прерывается. Коснулась она и истории Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае.

У входа в пещерную церковь Успенья высечены из камня черты крылатого существа. Они появились не по воле людей. От скалы отпал камень и обнажил крылья.

Так как почитаемых крылатых существ в христианстве называют Серафимами, решено было придать изображению его черты, то есть высечь человеческий лик. Что и сделал уже камнерез. Шестикрылый Серафим, высеченный из скалы, стал достопримечательностью Успенского монастыря в Бахчисарае. Как бы его «визитной карточкой».

успенский монастырь БахчисарайА предание хранит слухи, что обнажила скала на самом деле крылатые черты того существа, которое сопровождает старца с посохом в местных горах.

Есть в России ещё одно место, где упорно держится предание о старце, посохом открывающим воду из земли. Только видели рядом с ним уже медведя. Даже икона такая явлена — длиннобородый и длинноволосый старец с посохом, рядом медведь.

Зовут старца так же, как называют христиане почитаемых крылатых существ — Серафим. А название места, где тоже держится это предание, — Саровская пустынь. Кстати, рассказывают о старце с медведем, в основном, военные (Саров — закрытый город). Они уверены, что воду открывает Серафим Саровский.свято успенский монастырь Бахчисарай

Успенский монастырь, Бахчисарай — правила посещения

Монастырь — действующий. Но столь красивы и сам он, и места вокруг, что привлекают к себе не только верующих, но и туристов самых разных убеждений. Кроме того через него проходит дорога на ещё один знаменитый скифский пещерный город, который на картах сейчас называется Чуфут-кале.

Кстати, насчёт названия города. Это редкий случай в Крыму, когда название не является переводом на тюркский или греческий. «Чуфут-Кале» назвали его сами татары. В переводе это значит — «еврейские ворота». Дело в том, что во времена Османской империи здесь было своеобразное еврейское гетто. Татары запретили евреям селиться в других местах.

Потом Османская империя пала, евреям разрешили селиться в других местах. Чуфу-Кале опустел и превратился в посещаемый туристический объект. Поэтому Успенскому монастырю приходится терпеть не свойственную обителям суету.

Решив полюбоваться монастырём и пещерным городом, постарайтесь отнестись с уважением к специфике места.

Женщинам в мужской одежде лучше не приходить. Наденьте платье или юбку, желательно, не мини. Не надо вести себя развязно на территории монастыря, громко разговаривать, смеяться.

Мобильные телефоны вас попросят, кстати, там выключить. Благо, само место своей величественностью настраивает на иные чувства. Такие, что некоторые приходят сюда только для того, чтобы вновь и вновь испытать их.

Статью написала Ульяна Кор

Материалы по теме:

Дорога Керчь Севастополь
Доехать из Керчи в Севастополь нужно по существующей трассе, которая проходит через несколько населенных пунктов. Находиться дорога в состоянии ремонта, поэтому правительство страны решило построить ...
Что может быть лучше, чем туры на Байкал из Москвы?
Посетить озеро и насладиться его красотами можно приобретя тур на Байкал из Москвы. Конечно, можно и самим разработать маршрут поездки, но тогда велика вероятность ...
Отдых с детьми Судак: особенности
Судак отлично подходит для семейного отдыха, поэтому родители с охотой привозят с собой детей. В любом поселке или самом городе существует развитая инфраструктура, представленная разными ...
Коктебель — достопримечательности или развлечения?
Достопримечательностей в Коктебеле и окрестностях — раз, два и обчёлся. И не они — в Коктебеле, а Коктебель при них, как блоха на слоне. ...
Федосьины птицы или куда пойти в Феодосии зимой
Чем в Крыму занимались Федосья и Федора — история до нас не донесла. Вероятно, чем-то важным, если имена этих женщин были присвоены крымскому княжеству ...

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *