По сути, она там одна — потухший вулкан, или спящий?
Бывших разведчиков не бывает, а бывшие вулканы бывают? Или, быть может, есть спящие разведчики?
Конечно, есть. Значит, и спящие вулканы тоже бывают — железная логика.
С такой логикой, мы, по крайней мере, продвинемся дальше, чем современные исторические и этимологические опусы о Крыме из википедии. А по ходу, кто-то, вдруг, да и предложит осмысленную и подтверждённую историю Крыма, главный принцип которой — хочешь знать, что было в прошлом — внимательней смотри на то, что происходит сейчас.
Вот, например, вы не задумывались о том, почему из античных развалин лучше всего сохраняются отдельно стоящие колонны? В Крыму они беленькие, на солнышке сверкают. А ведь очевидно, что вертикальная палочка, стоящая отдельно, завалится даже от резкого порыва ветра, пусть и каменная.
А Крым — сейсмически рискованная область. Последнее крупное землетрясение произошло здесь в 1927 году. Так что белые античные колонны здесь больше похожи не на археологические раскопки, а на ритуальные сооружения неизвестного культа.
Чёрную гору белые колонны миновали. Античного присутствия здесь не «обнаружено». Попытались создать тюркское, перевели название — на Кара-Даг. А что делать с чёрными источниками, ущельями, реками, бухтами, заливами, пещерами, долинами, деревнями, гротами, мысами, наконец, морем? Замахаешься переводить. Поэтому взялись за название Коктебель.
«Край голубых вершин», что же, звучит поэтично, да вот загвоздка, в слове ни края, ни голубых, ни вершин, ни даже звёздочек на лбу баранов (основные версии википедии).
Зато очевидно есть слово «kok», которое переводится просто и на всех языках значит одно и то же — кокс. Одна буковка в суете затерялась. Кокс — то, что образуется от горения без доступа кислорода. Как вы думаете, вулкан к этому отношение имеет?
Вторую часть слова в тюркских языках можно долго искать, желающим карты в руки. А можно повнимательней присмотреться, что делает народ по одиночке и группами меланхолично обхаживающий Чёрную гору?
Собирает камешки и складывает их … куда? Чтобы руки при этом были свободными, удобнее всего складывать их в заплечную сумку — тобол. Для острастки можете назвать её рюкзаком.
Знаете, какие камешки можно найти на Чёрной горе? Аметисты, сердолики розовые и оранжевые, дымчатые халцедоны, узорчатые с разводами агаты, опалы и ониксы, пёстрые гелиотропы. Здешние яшмы — красные, зелёные, жёлтые, розовые — по красоте могут сравниться только с уральскими.
Изделия из маленькой ювелирной мастерской, приютившейся на склоне горы, в начале позапрошлого века поставлялись в Санкт-Петербург. В 1940 году в Симферополе наладили производство ювелирных изделий. И это ещё не всё.
На беду, Чёрная гора богата не только самоцветами, но и вулканическим туфом, который используют при производстве высококачественного цемента. А это уже не искатели аметистов землю роют, это промышленные разработки со взрывами и карьерами. Не притормози вовремя человеческую алчность, и Чёрную гору бы срыли, разобрали по камешкам и растащили бы по разным местам.
Как бы на это среагировал бывший или спящий вулкан — вопрос. Теперь Чёрная гора — заповедная, и вход туда только с экскурсоводом. Кстати, это вопрос и вашей безопасности. Многочисленные частные проводники ответственности за ваши жизни не несут, имейте это в виду.
Остальные многочисленные горы Коктебеля являются, в основном названиями её отрогов и скал: Святая, Магнитная, Малая, Береговой хребет, Парус, Сердоликовая, Иван-разбойник, Лев, знаменитые Золотые ворота, профиль Пушкина. Кстати, о ней.
Чья гора в Коктебеле?
Поселившись в Коктебеле, Максимилиан Волошин-Кириенко усмотрел в ней свой профиль. Марина Цветаева подтвердила. С тех пор гору Пушкина стали называть горой Волошина-Кириенко.
Длинновато, но моду на нудистов укрепляют, а Макс — патриарх нудизма в Российской Империи. Похоронить Макс себя завещал напротив горы Волошина в Коктебеле. И на своей могиле запретил сажать деревья, кусты и даже цветы, чтобы они не мешали лицезрению профиля. Но прошло сто лет, и куст таки пробился, нарушив волю покойного. Но…
С тех пор Волошинских гор в Коктебеле поприбавилось. Одни называют так бывшую гору Пушкина, где Макс усмотрел свой профиль, другие — то место, где могила Макса. Тут, как говорится, своя рука владыка, потому что дачный посёлок Коктебель младше Макса. Раньше в этих местах промышляли ювелиры, а деревня была поодаль, на дороге («в одной версте от моря»).
Как она называлась — неясно, только не Коктебель. Жители её, большей частью болгары, занимались огородничеством и продавали овощи проезжим. Обычное занятие, вы и сейчас это можете наблюдать на дорогах Крыма. История дачного, а потом, курортного посёлка Коктебель другая.
Вообще, весь мир знает Планерское, благодаря уникальным воздушным потокам на горе Клементьева. Но во времена «незалэжности» новые летательные аппараты испытывать стало некому, да и изобретать тоже, а туристов можно и на старых катать.
О планерах решили лишний раз не напоминать, и на посёлок распространили название дачной территории, где ещё в XIX веке произошли события, очень похожие на те, которые Антон Павлович Чехов описал в «Вишнёвом саде».
Один человек приобрёл там землю для имения. Хотел превратить её в сад, вероятно, большей частью — виноградный, да не успел, или денег не хватило. Его наследники распорядились наследством «практически». Разрезали землю на дачные участки и стали распродавать знакомым.
Одной из них оказалась мать Волошина-Кириенко, женщина экстравагантная, вероятно, увлекавшаяся Жорж Санд. Любила, так же как и она, облачиться в мужской костюм и сфотографироваться на память. Сын её, Максимилиан, побывав в Париже, привёз оттуда французскую экстравагантность на «варварское» побережье, разделся догола.
Кое-кто пытался противостоять, жаловаться местным властям, да толка не добились. Видно, у Волошиных-Кириенко были покровители. А затем сюда навалили знакомые Макса и тоже разделись догола, таковы были условия пребывания.
Заниматься подобным гораздо менее затратно, чем превращать пустынное побережье в сад. А новые ощущения и чувства обитатели Волошинской дачи стали облачать в стихи и картины. Но если в XIX веке к новому направлению в искусстве всерьёз не относились, то в XX — борцов с общественной моралью раскрутили, сведя чуть ли не всю русскую поэзию до Волошинской компании. Такие вот дела.
Статью написала Ульяна Кор
Интересная статья, напомнила мне поездки в Коктебель. Крым прекрасен был в то время, да свободный доступ был обеспечен. Сейчас, к сожалению, украинцы редко посещают Крым, в том числе и Коктебель, увы…