Чике-Таман — перевал невысокий, но неудобный для строительства дороги, путь через него был опасен и труден. Ходят упорные слухи, что, на самом деле, назывался он Чёрт-атаман, но потом кто-то что-то недослышал.
Дорогу всё-таки построили, и даже провели здесь Чуйский тракт. Длинная получилась дорога, идёт то зигзагами, то серпантином петляет, то врубается в отвесные гранитные скалы. Подъём тянется 7 км, от села Хабаровка.
На самой седловине перевала растёт лиственница, обвязанная тряпочками. Грустные настроения вызывает эта лиственница, как и срубленная наряженная ёлка.
Восхищаться этим украшением, пусть ритуальным, можно только закрывшись от мысли, что деревья обречены, срубленное — скорее, перевязанное лентами — чуть помедленней. Примеры извращённых традиций.
В нашей традиции, на Новый год наряжали живую ёлку, в лесу. Украшениями были — фиурные ритуальные пряники и другая снедь — приношение-угощение существам лесным, зимой это очень кстати. Пряниками и орехами, завёрнутыми в блестящую бумагу, долго ещё продолжали украшать уже срубленное дерево.
Ленты — традиция иного народа. Повязывали их не на дерево — мешают ветки развиваться лентам по ветру. Ленты не украшают дерево, а портят, и направление ветра по ним не поймёшь.
Тоскливо видеть куст или дерево не с трепещущими листьями на ветках, а с тряпками. Но это ещё полбеды, беда, что убивают они дерево. Увидите ленты — освободите дерево. Жизнь важнее всего.
А в этих местах есть что-то живительное, потому что здесь, несмотря на сильное вмешательство людей, начал восстанавливаться лес — пока на уровне лишайников, мхов, трав, кустарников и молодых деревьев, местами. Если не будут мешать этому, то, лет через 200-300, сомкнёт здесь кроны могучий лес, потому что деревья с несомкнутыми кронами — лесом назвать нельзя.
Пока же до этого далеко, и, в целом, перевал выглядит довольно пустынным. Если бы не отвесные скалы кое-где, то и вовсе пейзаж был бы скучноватым. Но, если вы за рулём, эмоции — дело не главное.
Чике-Таман — перевал с неожиданностями
Перевал Чике-Таман на карте, местами, выглядит истерично, словно, штрихи слишком нервного художника. Но, в целом, мало чем отличается от других дорог. На деле, неприятностей он доставил предостаточно. Случай уникальный, дорогу несколько раз переносили, несмотря на огромный труд и вложенные средства.
Построили — попробовали — не подходит. Давай в другом месте строить. Семь раз отмерь, один раз отрежь — не про Чике-Таман. Так и слышится звук ножниц в названии — чик-чик.
Расписывать ужасы несчастных случаев здесь — непродуктивно. Полезнее заранее поинтересоваться перевалом Чике-Таман на фото для узкоспециального пользования, такие есть. А ещё полезней, подъезжая к перевалу, остановиться передохнуть, одуматься и взбодриться, под занавес.
Ожидаемые неожиданности следующие.
- Автомобиль не едет — поломался, думаете вы, а на самом деле, вы едите в гору, просто не замечаете этого.
- Зато вниз ехать легко, но мчатся с горы — нарваться на крутой поворот, дальше вниз полетите.
- В скрытых от поля зрения крутых поворотах — встречный транспорт может быть совсем рядом, но не виден при этом.
- Остановка, чтобы полюбоваться пейзажем, на спуске или подъёме создаёт аварийную ситуацию. Полюбуйтесь видом перед перевалом и на вершине.
Статью написала Ульяна Кор
Традиция украшать дерево лентами есть во многих странах, я такие деревья видела и в Турции и на Кипре. Считается , что привязывая ленту на на священное дерево и загадывая желание , человек передает свои мечты высшим силам и они непременно сбудутся.
По перевалу ехать — не мое, чувствую себя плохо из-за перепада давления… Но какая же красота!!!
И спасибо, что пояснили за дерево с ленточками, иногда вижу такие…
Довольно красивый перевал. Дорогу все таки построили, наверное еще в СССР.
Какая красотища! Здесь определённо стоит побывать 🙂